Движение пассажирских поездов на электрической тяге на участке Ленинград — Москва Октябрьской железной дороги началось 15 декабря 1962 г. Электрификация позволила резко повысить скорость движения пассажирских поездов.
В 1967 г. было утверждено техническое задание на разработку высокоскоростного поезда ЭР-200. В общей сложности в его разработке и создании участвовали более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов со всей страны. В 1979 г. состоялся первый пробный рейс поезда с пассажирами.
За 25 лет первый советский скоростной поезд совершил около 3000 рейсов и перевез более 1,3 млн пассажиров. В феврале 2009 г. ЭР-200 отправился в свой последний рейс до станции Любань, где произошла его встреча с наследником — высокоскоростным поездом «Сапсан».
Примечания
Поездка на ЭР-200 из Ленинграда в Москву обычно занимала 4 с половиной часа. Учитывая, что пассажир садился в ЭР-200 в центре одного города и выходил в центре другого, такое путешествие было удобнее авиаперелета.