Казаки в Петербурге всегда были пришлыми и массово находились только на службе в императорской гвардии. Преимущественно это были донцы, служившие в ведшем свое старшинство с 1796 г. лейб-гвардии Казачьем полку и в причисленном в 1829 г. к гвардейскому корпусу (получил права гвардии в 1859 г.) лейб-гвардии Атаманском полку. Кроме того, в Петербурге служили также уральцы (с 1832 г. Уральская сотня входила в состав Атаманского полка), а кубанцы и терцы – в составе императорского Конвоя. Казармы гвардейских казачьих полков сохранились и находятся между набережной Обводного канала и Атаманской улицей. К началу XX в. в Петербурге также жили вышедшие на льготу отставные зажиточные казаки, имевшие торговый промысел либо занимавшиеся поставками провианта. Органов казачьего самоуправления в Петербурге не существовало, хотя с 1899 г. действовало С.-Петербургское общество взаимопомощи донских казаков. В конце XIX в. казаки рассматривались как надежный резерв при подавлении антиправительственных выступлений. При разгоне толпы обученные кавалеристы показали себя намного эффективнее пехотинцев. Важную роль казаки сыграли в 1905 г.: численность казаков, брошенных на борьбу с беспорядками и для усиления пехотных армейских частей, в 4,7 раза превышала численность выделенных для этих же целей кавалерийских подразделений, составлявших тогда около 10% всех военнослужащих русской армии. Однако активность использования кавалерийских частей при этом была примерно в 1,5 раза выше, чем пехотных. После октября 1917 г. казачьи части в городе не размещались. Возрождение казачества началось в перестроечное время. В 1990 г. еще в Ленинграде было учреждено землячество казаков «Невская станица», объединившее потомков казаков всех одиннадцати казачьих войск, существовавших в Российской империи. Центром объединения петербургского казачества стал исторический Крестовоздвиженский собор, восстановленный руками казаков после десятилетий запустения. Невские казаки, как и встарь, стоят на страже общественного порядка, охраняя православные святыни на крестных ходах и при массовом доступе верующих.