Набережные Петербурга — один из наиболее ярких символов нашего города. Инициатива их создания принадлежала Екатерине II, и ее наследникам достался широкий фронт работ. С тех пор постепенно набережные Невы и малых рек постепенно облагораживались по стандартам, заданным императрицей.
Значительный рост города в XX в. поставил на повестку дня продолжение работы по созданию в Ленинграде набережных в едином стиле, заданном еще в XVIII в. На облицованных гранитом набережных были устроены спуски, пристани, установлены высокие парапеты или чугунные решётки. Эта работа была выполнена не только в историческом центре. Благоустраивались заброшенные прежде Охта, Волковка, Малая Невка у стадиона «Динамо». Помимо чисто эстетических соображений решалась транспортная проблема — набережные становились важными транспортными артериями, позволявшими связывать новые районы с историческим центром. Так, в 1970‑е годы велась большая работа по реконструкции набережных Большой Невки на Выборгской стороне — Пироговской, Выборгской, Ушаковской, создавался дублёр Кировского (Каменноостровского) проспекта. По другую сторону от Литейного моста аналогичные работы велись на Арсенальной и Свердловской набережных. Параллельно велась огромная работа по реконструкции старых набережных с частичной заменой бутовой кладки железобетонными конструкциями, в частности, на Мойке и Фонтанке, Дворцовой набережной и набережной Робеспьера.

Примечания

Задумывались и над восприятием набережных с противоположного берега — отсюда постройка, например, эффектной гостиницы «Ленинград» и стильного ансамбля зданий на Свердловской набережной.