Идея детских железных дорог принадлежит СССР — первая из них открылась в 1935 г. в Тбилиси. Позже они стали появляться и в других городах страны. Дорога, получившая название Малой Октябрьской (МОЖД), прошла от Озерков в направлении Старой Деревни. Изначально на дороге было три станции: Кировская, Зоопарк (предполагалось перевести сюда зоопарк из Александровского парка) и Озерная. Изначально планировалось, что МОЖД получит полноценную загрузку, так как будет возить юных пассажиров к зоопарку, но он так и не был переведен на северо-восток.
В 60‑е годы, когда началось планирование застройки Комендантского аэродрома, южный участок МОЖД был ликвидирован. Поезда пошли от Озерной до Зоопарка, переименованного в Пионерскую. Между ними построили разъезд Юный. По новой трассе дорога функционировала и после распада СССР. Когда началась застройка Коломяг, МОЖД была переведена в южную часть города и сейчас возит пассажиров от Купчино до Пушкина по исторической трассе Царскосельской железной дороги.
Примечания
На детской железной дороге работали два полноценных состава с паровозами, впоследствии замененными на тепловозы. На МОЖД использовалась узкая колея — 750 мм, но это не мешало давать примерно 700 юным железнодорожникам полноценное образование и практику. После 4 лет обучения ребята могли получить удостоверение водителя локомотива, ничем не отличающееся от «взрослого». Эффективное практическое обучение достигалось полной имитацией обычного процесса перевозок: дорога перевозила юных и взрослых пассажиров.